Как вести себя твердо, но доброжелательно с детьми, нарушающими правила поведения в классе. Сталкиваясь с подобными случаями, учитель должен уметь распознавать истинный мотив «плохого поведения» ребенка, выбирать наиболее эффективный способ немедленного прекращения выходки и разрабатывать поддерживающую стратегию взаимодействия с этим ребенком, позволяющую снижать повторение подобных проступков в будущем.
Под «плохим» поведением понимаются не только хулиганские и хамские выходки, но также любое неадаптированное, «инфантильное», недостойное поведение. К образцам такого поведения относятся также потеря интереса к учебе, страх отвечать у доски, неверие в себя, зависимое и неуверенное поведение изгоя, — то есть все, что указывает на неадаптированность ученика.
Четыре причины «плохого» поведения: привлечение внимания; власть; месть; избегание неудачи. Поведение проявляется в активной и пассивной формах.
Таблица 1. Характеристики поведения, направленного на привлечение внимания
Сильные стороны поведения
|
Ученики нуждаются во взаимоотношениях с учителем.
|
Реакция учителя
|
Чувства: раздражение и возмущение. Действия: словесные замечания, выговоры, угрозы.
|
Ответы ученика на реакцию учителя
|
Прекращают выходку, но только на короткое время.
|
Принципы профилактики
|
Больше внимания уделять хорошему поведению. Учить учеников просить внимания, когда они в этом очень нуждаются.
|
Таблица 2. Характеристики властолюбивого поведения
Сильные стороны поведения
|
Ученики демонстрируют лидерские способности: умение независимо мыслить и способность сопротивляться авторитетам.
|
Реакция учителя
|
Чувства: гнев, негодование, может быть, страх. Действия: немедленно прекратить выходку с помощью физического воздействия (встряхнуть, ударить и т.п.).
|
Ответы ученика на реакцию учителя
|
Стиль ответа: конфронтация («Вы мне ничего не сделаете»).
Действия: выходка продолжается, пока сам ученик не решит прекратить ее.
|
Принципы профилактики
|
1. Уход от конфронтации и снижение напряженности.
2. Передача ученику части своей организаторской власти.
|
Таблица 3. Характеристики мстительного поведения
Сильные стороны поведения
|
Ученики демонстрируют высокую жизнеспособность, умение защитить себя от боли.
|
Реакция учителя
|
Чувства: обида, боль, опустошение в дополнение к гневу, негодованию и страху. Действия: немедленно ответить силой как равному, (подавить) или уйти из ситуации (убежать из класса).
|
Ответы ученика на реакцию учителя
|
Выходка продолжается, пока сам ученик не решит прекратить ее.
|
Принципы профилактики
|
1. Строить отношения со всеми учениками по принципу заботы о них.
2. Учить учеников выражать душевную боль и страдания приемлемыми способами.
|
Таблица 4. Характеристики поведения, направленного на избегание неудачи
Сильные стороны поведения
|
Ученики хотят успеха: все делать только отлично, лучше всех. Для большинства учеников сильных сторон нет.
|
Реакция учителя
|
Чувство профессиональной беспомощности. Действия: оправдаться и объяснить поведение ученика (с помощью специалиста).
|
Ответы ученика на реакцию учителя
|
Зависимое поведение. Ученик продолжает ничего не делать.
|
Принципы профилактики
|
1. Помочь ученику сменить установку «Я не могу» на «Я могу».
2. Помочь в преодолении социальной изоляции путем включения ученика в отношения с другими людьми.
|
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРАВИЛА ОБЩЕНИЯ
Правило 1. Не пытайтесь за каждым отрицательным поступком школьника видеть только отрицательные мотивы.
Правило 2. Тщательно готовьтесь к уроку, не допускайте ни малейшей некомпетентности в преподавании своего предмета.
Правило 3. Школьники склонны охотнее выполнять распоряжения учителей при опосредованном способе воздействия. Через побуждение, через стимулы можно поставить человека в такие условия, когда он сам будет действовать в интересах коллектива и общего дела, а одновременно и в целях собственного самоутверждения.
Правило 4. Школьника можно изменить к лучшему с помощью специальных приемов оценки его личности.
Правило 5. Совместная деятельность сближает людей и повышает их авторитет.
Правило 6. Предусмотрительность и корректность поведения учителя снижают напряжение в общении.
Четыре мотива плохого поведения
|
Привлечение внимания
|
Власть
|
Месть
|
Избегание неудачи
|
Социальные причины
|
Эмоциональ-
ная холодность родителей, внимание уделяется плохому,
а не хорошему поведению
|
Мода на сильную личность, отсутствие примеров конструктивного подчинения
в окружении ребенка
|
Рост насилия
в обществе
|
Слишком высокие требования родителей
и учителей
|
Сущность поведения
|
Получать особое внимание
|
«Ты мне ничего не сделаешь»
|
Вредить в ответ
на обиду
|
«Не буду
и пробовать,
все равно
не получится»
|
Сильные стороны поведения
|
Потребность в контакте с учителем
|
Смелость, сопротивление влияниям
|
Способность защищать себя
от боли и обид
|
Нет
|
Реакция учителя: эмоции
|
Раздражение, негодование
|
Гнев, негодование,
может быть страх
|
Обида, боль, опустошение в дополнение
к негодованию
и страху
|
Профессиональная беспомощность
|
Реакция учителя: импульс
|
Сделать замечание
|
Прекратить выходку
с помощью физического действия
|
Немедленно ответить силой
или уйти
из ситуации
|
Оправдаться
и объяснить неудачу
с помощью специалиста
|
Реакция ученика
|
Временно прекращает
|
Прекращает выходку, когда сам решит
|
Прекращает выходку, когда сам решит
|
Попадает
в зависимость
от учителя; продолжает ничего не делать
|
Способы предотвра-
щения
|
Учить детей привлекать к себе внимание приемлемыми способами; оказывать внимание
за хорошее поведение
|
Уходить от конфронтации; отдавать часть своих организационных функций
|
Строить отношения
с учеником
по принципу заботы о нем
|
Поддержка ученика, чтобы его установка
«Я не могу» сменилась
на установку
«Я могу»
|
|