Проектируем урок в цифровой среде: что важно учесть?
Цифровая образовательная среда (ЦОС)– это открытая совокупность информационных систем, предназначенных для обеспечения различных задач образовательного процесса. Создание цифровой образовательной среды подразумевает одновременное использование единой электронной системы и традиционного подхода к обучению.
Чтобы организовать эффективное дистанционное обучение, мало усадить ребёнка за домашнюю парту, нужно ещё поддерживать его интерес и внимание во время занятий.
Для проведения дистанционного обучения в 9Д по математике я использовала платформу Учи.ру. Зарегистрировала на сайте весь класс. На сайте были необходимые сервисы для дистанционного обучения:
- «Виртуальный класс» - это сервис, в котором педагог может провести урок онлайн. При проведении уроков в «Виртуальном классе» учитель формирует расписание, указывая время и название урока. Функция «Начать урок», позволила проводить урока в режиме онлайн с использованием виртуальной доски. Во время урока чаще всего я подключала презентацию по определенной теме (в формате pdf). В некоторых случаях работали с помощью чата. В видеоконференциях присутствует обратная связь, ребенок может поднять руку, давать устные ответы. Микрофон и камера на уроке работает только у того ученика, которого вызвал учитель. Это помогает соблюдать дисциплину.
- Онлайн-уроки - готовые видеоуроки, на которых учителя разбирают сложные темы. Для девятиклассников проводились вебинары по подготовке к огэ.
- «Задания от учителя». На сайте собраны задания в игровой форме, разработанных профессиональными методистами в соответствии с учебной программой. На платформе ученикам каждый день доступно 20 бесплатных заданий, а также для них бесплатно всё, что задаст учитель. Ученики закрепляют знания, решая карточки, а результаты проверяются автоматически. При формировании задания учитель указывает срок, отведенный на выполнение карточек. После завершения задания учитель имеет возможность видеть, какие задания были выполнены без ошибок, а для каких потребовалось две и более попыток.
- «Проверка знаний» - сервис, который позволяет создавать проверочные работы из готовых подборок заданий. Учителю доступна статистика, в которой отражено время работы каждого ученика, количество выполненных заданий и допущенных ошибок и количество попыток, затраченных на каждое задание.
Однако в первые дни столкнулись с проблемой - образовательная платформа часто «зависала». Высокая популярность сайта и массовый переход на дистанционное обучение вызвал перегруженность сервиса. Со временем данная проблема была сведена к минимуму.
В 7В, 10-х и 9Д уроки по информатике проводила с использованием Скайпа. Коммуникацию с помощью веб-камеры в скайпе можно организовать до 25 человек - практически целый класс. Преподаватель и ученик могут обмениваться текстовыми сообщениями в ходе разговора. Прямо в чат скайпа также легко целиком отправить файлы, электронные книги, изображения, видео, просто перенеся с рабочего стола на компьютере мышкой. Самые важные разговоры или лекции можно зафиксировать с помощью функции записи звонка. У ученика остаётся своеобразный видеоконспект пройденного материала. Общаясь по скайпу в некоторых случаях подключала виртуальную доску Class.
Zoom (подробная инструкция - http://distant.itmo.ru/zoom) — сервис для проведения видеоконференций, онлайн-встреч и дистанционного обучения школьников.
В Zoom можно:
- демонстрировать свой экран другим участникам (показывать презентацию, сайты, видео);
- комментировать любые файлы в режиме реального времени;
- использовать доску для рисования, т.е. полностью заменить привычную доску в аудитории на онлайн аналог;
- работать в режиме дистанционного управления (предоставить участнику видеоконференции возможность управлять вашим компьютером);
- записывать видеозвонок (теперь вы можете создать хранилище записанных лекций или наконец перейти на "перевернутый класс");
- использовать виртуальный фон.
Для всех остальных классов уроки проводились в группах ВК и в Дневнике. Ру. Ребятам предоставлялась подробная инструкция. Результаты работы принимала по окончанию урока. Для подготовки к экзаменам работали на платформе Решу. ЕГЭ.
Для контроля знаний использовала тесты, созданные в Дневнике.ру, формы Гугл и онлайн-тесты.
10 простых рекомендаций для перехода на дистанционное обучение
1. Оцените возможности
Убедитесь, что ученики имеют техническую возможность перейти на дистанционное обучение — должно быть необходимое оборудование и выход в интернет. Узнайте у родителей, готовы ли они оставить детей дома и контролировать процесс.
2. Дайте себе время на перестройку
Удаленное обучение отличается от очных занятий в школе. Если вы решили использовать его, для вас это будет новый опыт, своего рода эксперимент. Не расстраивайтесь, если что-то пойдет не так или не будет получаться. Дайте себе время адаптироваться и перестроить учебный процесс.
3. Определите цели
Чего вы хотите от дистанционного обучения? Чтобы ученики научились пользоваться современными платформами и инструментами онлайн-обучения? Или вам нужно занять детей в первой половине дня? Выстраивайте обучение исходя из целей и задач, которые стоят перед вами. Меняйте подходы, инструменты и приемы, если видите, что они не работают.
4. Адаптируйте обучение под возраст учеников
В начальной школе по возможности сведите к минимуму изучение нового и сосредоточьтесь на повторении. Если решили дать новый материал, выберите доступный и комфортный для вас и учеников формат занятия. Например, покажите короткое видео или организуйте урок в режиме видеоконференции. Обязательно запишите все это, чтобы ученики могли в любой момент пересмотреть.
5. Подкрепляйте теорию практикой
Проверьте, как дети усваивают теорию. Дайте им практическое задание и посмотрите на результаты. Например, Яндекс.Учебник показывает учителю результаты выполнения заданий. На основе результатов можно организовать видеоконференцию и разобрать характерные ошибки. После чего полезно будет дать самостоятельную работу на повторение. Так вы сможете определить, работают ли ваши объяснения и инструменты или что-то в процессе обучения следует изменить.
6. Определите учебное время
Выберите время для проведения дистанционных уроков. Лучше заниматься в первой половине дня. Расскажите детям и родителям, что занятия будут проходить каждый день в обозначенные часы. Так вы сможете планировать свое расписание, а ученики и их родители — свое.
Наверняка дети захотят начинать занятия чуть позже, чем в школе. Не лишайте их такой возможности — выспавшиеся ученики будут работать лучше.
7. Забудьте про привычную форму урока
Одно из условий эффективной удаленной работы — это частая смена заданий и много практики. Ведь детям сложно воспринимать и усваивать большой объем информации или длительное время выполнять одно задание. Создайте урок из нескольких видов заданий, например: 5–10 минут на просмотр видео, 10 минут на выполнение заданий и 10 минут на письмо от руки.
8. Установите сроки выполнения заданий
Онлайн-сервисы мгновенно показывают результаты выполнения заданий, поэтому вам не нужно тратить время на проверку тетрадей. Остается только определить, какие результаты вы хотите увидеть сейчас, а что можно оценить позже. Пусть часть заданий ученики выполняют в течение часа, домашнее задание сделают до завтра, а на проект дайте неделю. Чтобы оставить детям больше времени на самостоятельную работу, можно разделить класс на группы и работать с каждой группой отдельно.
9. Помните об обратной связи
Обратная связь позволяет контролировать процесс обучения и эмоциональное состояние и включенность учеников. По возможности организуйте две еженедельные встречи в режиме видеоконференции — с родителями и учениками. Заранее сообщите время, формат и тематику общения. Спросите у детей, с какими трудностями они сталкиваются, что нравится больше всего. С родителями обсудите организационные вопросы.
10. Создайте четкие инструкции
Переход на удаленное обучение неизбежно вызывает у родителей школьников много вопросов. Создайте подробную памятку с ответами на наиболее важные из них: как будет проходить обучение, где искать домашнее задание, куда будут высылаться видео, когда проходят консультации по Skype. Расскажите об этом на родительском онлайн-собрании и отправьте памятку в общий чат. Родителям станет спокойнее, а вам не придется тратить время на объяснения каждому отдельно.
|