Мастер-класс «Организация групповой работы на уроке»
учитель информатики
МБОУ «СОШ №3 с УИОП»
г. Котовска Тамбовской области
Кудряшова С.Ю.
Организация групп (Для работы предлагаю каждому участнику мастер-класса выбрать разноцветный пазл и собрать картинку (Способ деления на группы «Открытки»). Сформировались новые группы.
Здравствуйте дорогие коллеги! Я очень рада приветствовать Вас на мастер-классе!
Хотелось бы начать наше занятие словами швейцарского педагога Иоганна Генриха Песталоцци:
«Мои ученики будут узнавать новое не от меня;
они будут открывать это новое сами.
Моя главная задача — помочь им раскрыться,
развить собственные идеи».
Предлагаю взять с собой ключ, который открывает все «замки» в душах людей.
Знаете ли вы такой ключ?
Конечно, это улыбка. Подарите свою улыбку мне, участникам мастер-класса.
Американские социологи проводили исследования и обратились к молодым людям из разных стран, недавно окончивших школу, и предложили ряд вопросов из разных областей наук. Только 10% опрошенных правильно ответили на вопросы.
Результаты этого исследования подтолкнули российского педагога Милослава Балабана сделать вывод: школа, независимо от того, в какой стране она находится, учит успешно только 1 из 10 учащихся. Как бы мы ни старались — обучаются успешно только 10%. Почему? Исследования показали, что человек запоминает только 10% того, что он читает, 20% того, что слышит, 30% того, что видит. 50% запоминается из того, что мы видим и слышим, просматривая фильмы, бывая на выставках и экскурсиях. 70% мы запоминаем из того, что говорим, участвуя в дискуссиях.
И только, когда мы говорим и участвуем в реальной деятельности, сами выносим решения, делаем выводы и прогнозируем дальнейшую деятельность, только тогда мы запоминаем на 90%. Активные методы обучения ставят ученика в новую позицию, когда он перестаёт быть «пассивным сосудом», который мы наполняем знаниями, и становится активным участником образовательного процесса.
(Просмотр мультфильма «О работе в команде»)
Тема мастер-класса «Организация групповой работы на уроках»
А чтобы вам легче работалось предлагаю вам сейчас воспользоваться приемом «Посылка». Руки держат на столах. Один из участников «отправляет посылку», легко хлопнув по руке одного из соседей. Сигнал должен быть передан как можно скорее и должен вернуться по кругу к своему автору. Автора, к которому сигнал вернулся, попрошу поднять зеленую сигнальную карточку.
О чем мы сегодня будем говорить? Какова цель занятия?
(Обсуждение 20 секунд)
Заполните первый и второй столбцы вашей карты ЗИУК.
Наиболее благоприятные условия для включения каждого ученика в активную деятельность на уроке создают групповые формы работы. Применение которых требует от преподавателя знания некоторых особенностей организации данной формы работы.
Что такое групповая работа?
Зачем работать в группах?
Как организовать группы?
Каким образом организовать совместную работу в группах?
1. Каковы признаки групповой работы?
Групповая технология — это такая технология обучения, при которой ведущей формой учебно-познавательной деятельности учащихся является групповая. При групповой форме деятельности класс делится на группы для решения конкретных учебных задач, каждая группа получает определенное задание (либо одинаковое, либо дифференцированное) и выполняет его сообща под непосредственным руководством лидера группы или учителя.
Выполняя на уроках групповую форму работы, формируются такие универсальные учебные действия, как:
Личностные:
- определять свой поступок; уважать иное мнение; стремиться к взаимопониманию;
Регулятивные:
- определять цель учебной деятельности; составлять план выполнения задач, решения проблем; учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы; оформлять свои мысли в устной и письменной речи; слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения;
Познавательные:
- извлекать информацию; ориентироваться в своей системе знаний; добывать новые знания; перерабатывать информацию и преобразовывать ее из одной формы в другую;
Коммуникативные:
- доносить свою позицию до других, владея приёмами монологической и диалогической речи; понимать другие позиции; договариваться с людьми, согласуя с ними свои интересы и взгляды, для того чтобы сделать что-то сообща.
Герман Константинович Селевко, один из специалистов в области образовательных технологий, выделяет следующие этапы технологического процесса групповой работы:
I. Подготовка к выполнению группового задания.
1. Постановка познавательной задачи /проблемы/.
2. Инструктаж о последовательности работы.
3. Раздача дидактического материала по группам.
II. Групповая работа.
4. Знакомство с материалом, планирование работы в группе.
5. Распределение заданий внутри группы.
6. Индивидуальное выполнение задания.
7. Обсуждение индивидуальных результатов работы в группе. Обсуждение общего задания группой — замечания, дополнения, уточнения и обобщения.
III. Заключительная часть.
9. Сообщение о результатах работы в группах.
10. Анализ познавательной задачи, рефлексия.
11. Общий вывод преподавателя о групповой работе и достижении каждой группы.
Одним из важных моментов урока - это создание в классе коллаборативной среды и психологического настроя, учащиеся желают друг другу хороших слов, которые способствуют созданию атмосферы открытости и доброжелательности на уроке.
Для дальнейшей работы предлагаю сформировать группы по желанию.
Работа в группах начинается с распределения ролей.
Разделение класса на группы – это важный момент в организации работы. Способов разделения существует множество, и они в значительной степени определяют то, как будет протекать дальнейшая работа в группе, и на какой результат эта группа выйдет.
Выбор среди членов группы лидера и распределение ролей остальным членам группы - это немаловажно. Ведь они должны следовать определенным правилам работы в группе, поддерживать, помогать, быть в сотрудничестве, а главное уметь работать творчески. И все это вместе - в диалоге.
Учащихся необходимо научить соблюдать некоторые правила работы в группе. Важно, перед началом каждого урока напоминать правила работы в группе.
Задание для первой группы (памятка «Правила работы в группе»)
Вывод:
Чтобы избежать организационных трудностей, учителю следует:
• озвучить и согласовать с детьми правила работы в группах;
• следить за соблюдением правил всеми участниками, пресекать излишние недовольства и выражение эмоций, направлять разговоры в позитивное русло;
• ставить четкие и понятные временные рамки, следить за регламентом (например, поставить в классе песочные часы или выводить часы на экране, чтобы все дети могли видеть время);
• уделять особое внимание детям, непринятым в классном коллективе
Провели работу по основным организационным моментам групповой работы.
2. Как распределить учащихся по группам?
А сейчас подробнее остановимся на способах деления на группы. Как соединять детей в группы? С учетом их личных склонностей, но не только по этому критерию. Самому слабому ученику нужен не столько ’’сильный’’, сколько терпеливый и доброжелательный партнер.
Как организовать работу группы?
Задание для второй группы (сравнительная таблица «Деление на группы»)
Вывод
Важно помнить!
Выбор способа формирования групп определяется учителем в зависимости от имеющегося временного ресурса, наличия/отсутствия в классе конфликтов, сложившихся традиций групповой работы и т. д.
При определении количества обучающихся в группе целесообразно учитывать степень их подготовленности к слаженной и эффективной работе.
Состав групп рекомендуется варьировать. В этом случае дети будут каждый раз учиться взаимодействовать и согласовывать свои действия с разными людьми и иметь больше шансов проявить себя в групповой работе иначе, нежели в предыдущей группе.
Положительный эффект в обучении достигается наиболее полно в группах, где участники обладают разными способностями и разным уровнем информированности по теме.
Задание для третьей группы (кластер «Виды групповой работы»)
Работа в командах завершилась, состоялась презентация достижений команд.
Всегда ли применима групповая форма работы на уроке?
Для обсуждения предложить интерактивную технологию коллективно-группового обучения (Микрофон)
Разновидностью общегруппового обсуждения является технологии «Микрофон», которая даёт возможность каждому сказать что-либо быстро, по очереди, отвечая на вопросы или высказывая свои мысли или позицию.
Как организовать работу?
А. Задавайте вопрос классу.
Б. Предложите классу какой-либо предмет (ручку, карандаш), который выполняет роль условного микрофона. Учащиеся передают его один другому, по очереди берут слово.
В. Давайте слово только тому, кто получает «микрофон».
Г. Предложите ученикам говорить лаконично и быстро (не более, чем 0,5 – 1 минут)
Д. Не комментируйте и не оценивайте такие ответы.
Безусловно, нет. Прежде всего, для такой работы необходим определённый уровень интеллектуального развития, от которого зависит не только усвоение заданного содержания, но и рассмотрение его в разных аспектах, что может обеспечить выдвижение гипотез в ходе поиска решения, критичность к ним, развитие и анализ гипотез других участников.
Какие задания можно предложить для групповой работы?
Это могут быть задачи с не полностью определённым условием, не имеющие решения, имеющие несколько ответов, с лишними данными. Групповая форма работы может быть эффективной при проверке домашних заданий, хорошо оправдывают себя проблемные задания. Их ценность в том, что часть заданий предусматривает выполнение интересных, связанных с изучаемым материалом опытов, которые затем учащимся всего класса показывают сами авторы.
В чем же заключаются плюсы и минусы групповой работы?
Плюсы и минусы групповой работы.
Безусловно, групповая форма организации работы имеет немало достоинств. Однако есть в ней и некоторые трудности, или минусы.
Плюсы:
- Повышается учебная и познавательная мотивация.
- Снижается уровень тревожности учащихся, страха оказаться неуспешным, некомпетентным в решении каких-то задач.
- В группе выше обучаемость, эффективность усвоения и актуализации знаний.
- Улучшается психологический климат в классе.
Минусы.
Хотя ведущую роль в групповой работе играют учащиеся, ее эффективность во многом зависит от усилий и мастерства учителя.
- Групповой работе надо сначала научить. Для этого учитель должен потратить время на каких-то уроках. Без соблюдения этого условия групповая работа бывает неэффективна.
- Организация групповой работы требует от учителя особых умений, затрат усилий.
- При непродуманном комплектовании групп некоторые ученики могут пользоваться результатами труда более сильных одноклассников.
- Разделение на группы может проходить непросто, даже драматично.
- В классе всегда найдутся дети, желающие работать в одиночестве. Им надо создать условия для этого. Это дополнительные сложности для учителя.
Итак, можно сделать вывод, что при организации учебной деятельности по группам, каждый обучающийся вовлекается в учебный процесс, в систему, требующую от него, с одной стороны, самостоятельности и продвижения в своем темпе, а с другой, умения общаться, сотрудничать и решать учебные задачи.
Источники:
1. А.Б.Воронцов. Практика развивающего обучения по системе Д.Б. Эльконина – В.В.Давыдова / Из опыта работы ЭУК ‘’Школа развития’’ (подразделения школы №1133 г. Москвы). – М.:ЦПРО ‘’Развитие личности’’,1998
2. А.Б.Воронцов. Материалы для слушателей курсов по образовательной системе Д.Б. Эльконина – В.В.Давыдова (начальные классы). – М.,2000
3. А.Б.Воронцов. Основные составляющие развивающего эффекта образовательной системы Д.Б. Эльконина – В.В.Давыдова. – М.,2000
4. С.Танцоров. Групповая работа в развивающем образовании. Исследовательская разработка для учителя. – Рига: ПЦ ''Эксперимент'', 1997
5. И.В.Носова. Особенности работы в малых группах. – ж. ''Начальная школа плюс до и после'',№6 – 2004 г., стр. 69
6. О.В. Чиханова. Групповая форма организации урока введения нового знания. - ж. ''Начальная школа плюс до и после'', №2 – 2003 г., стр.36
7. И.В.Перепелица, И.И. Куксгаузен. Метод коллективного взаимообучения при работе по Образовательной системе ''Школа 2100''. - ж. ''Начальная школа плюс до и после'', №11 – 2003 г., стр. 12
8. Интернет-источники:
|