Проблемы применения комплексных работ для оценки учебных достижений школьников (от составления к анализу)
Время движется вперёд, меняются наши представления о жизни. Изменяется и взгляд на образование, на способы, методы обучения, критерии оценивания результата. Чтобы обеспечить целостное восприятие мира, реализовать принципы системно-деятельностного подхода и индивидуализации обучения, с введением Федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения в школьную практику введен новый вид диагностических работ - комплексная работа.
Выполнение заданий комплексной работы предполагает использование предметных знаний и умений, сформированных у учащихся в процессе изучения практически всех предметов (в начальной школе) и большинства (в основной школе).
Проведение комплексных работ позволит определить сформированность умения переноса знаний и способов учебных действий, полученных в одних предметах, на другие учебные ситуации и задачи, способствует в определенном смысле выявлению меры сформированности уровня компетентности ребенка в решении разнообразных проблем. Т.е. работа направлена на выявление уровня сформированности предметных и метапредметных универсальных учебных действий (УУД) школьника.
Комплексная работа составляется на основе общих принципов:
- раздельной оценки достижения базового уровня требований к подготовке и повышенных уровней подготовки;
- оценивания методом “сложения”, при котором фиксируется достижение базового уровня требований и его превышение;
- кумулятивной (накопительной) оценки;
- открытости и реалистичности норм и критериев;
- признания права учащегося на ошибку, реализуемого в итоговом оценивании через систему норм оценивания;
- признания права учащегося на досдачу имеющихся пробелов в части базовых.
Все работы имеют схожую структуру и строятся на основе текста, к которому дается ряд заданий по разным предметам.
Первая проблема при составлении комплексной работы состоит в подборе текста, в котором представлены следующие три вида ситуаций:
- учебная ситуация – текст, который сообщает информацию, необходимую для решения образовательных задач;
- общественная ситуация – текст с выходом на социальную активность школьника, общественные объединения (группы), участниками которых являются учащиеся, а также на информацию о событиях в стране и мире;
- личностная ситуация – может отражать досуг, занятия по интересам и др.
Тексты-ситуации могут включать рисунки, диаграммы, графики, карты, таблицы со словесными подписями.
Вторая проблема заключается в составлении заданий комплексной работы. При этом необходимо учитывать, что она проверяет сформированность трех групп умений при работе с текстом.
1 группа умений.
Ориентация в тексте и общее понимание текста:
- ориентация в тексте;
- поиск и выявление в тексте информации, представленной в различном виде
- формулирование прямых выводов и заключений на основе фактов, имеющихся в тексте (общее понимание того, о чем говорится в тексте).
2 группа умений.
Глубокое и детальное понимание содержания и формы текста.
- анализ, интерпретация и обобщение информации, представленной в тексте;
- формулирование на ее основе сложных выводов и оценочных суждений.
3 группа умений.
Использование информации из текста для решения различных задач.
- без привлечения дополнительных знаний;
- с привлечением дополнительных знаний.
В нашем случае комплексная работа по предмету состоят из двух частей (основной и дополнительной), включающих 7 заданий: три задания базового уровня, три – повышенного и одно задание высокого уровня сложности.
В работе должны использоваться разнообразные по форме ответа типы заданий:
· с выбором правильного ответа из предложенных вариантов;
· с записью краткого ответа (требуется записать краткий ответ в виде числа или слова на отведенном месте);
· с записью развернутого ответа (требуется записать полный ответ, решение или объяснение к ответу).
Комплексная работа должна сопровождаться инструкцией по ее проведению и выполнению.
Третья проблема – это анализ проведенной комплексной работы. Для этого необходимо разработать критерии оценки, в строгом соответствии с которыми будет проверяться комплексная работа.
Оценивается способность учеников:
- работать с информацией, представленной в различном виде;
- решать учебные и практические задачи на основе сформированных предметных знаний и умений;
- применять универсальные учебные действия;
- способность принимать и сохранять учебную цель и задачу;
- определять тему и главную мысль текста;
- владеть общим приемом решения задач;
- преобразовывать информацию из сплошного текста в таблицу;
- оценивать правильность выполнения действия и т. д.
За каждое верно выполненное задание ставится балл, в зависимости от степени сложности. Задания А1, А2, А3 оцениваются 1 баллом, задания части В – 2 балла, задания части С – 3 балла. Неверно выполненные задания не оцениваются. За все верно выполненные задания ученик может получить максимум 36 балла.
Информация, представленная в сводной таблице комплексной работы, позволяет зафиксировать результаты выполнения работ учащимися всего класса по четвертям или полугодиям по трём предметам, а также провести сравнительный анализ выполнения работы отдельными учащимися.
Кудряшова С.Ю.,
учитель информатики
МБОУ «СОШ №3 с УИОП»
г. Котовска Тамбовской области
|